Пути развития начального уровня образования ГБОУ Школа «Свиблово»
«Вне деятельности нет развития.
Успех рождает успех»
Л.С. Выготский
В предыдущие два года ключевыми направлениями развития ГБОУ Школы «Свиблово» стало создание новой инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования.
Для предоставления московским семьям возможности выбора широкого спектра образования и создавались крупные образовательные школы-комплексы.
Прошло 5 лет. Наступило время эффективной педагогической системы, которая обеспечивает предоставление качественного образования москвичам. Идея присоединения к лидерам образования при создании комплексов позволила организовать управление, которое обеспечивает выход учебных корпусов с низкими образовательными результаты на более высокие образовательные результаты в конкурентной среде города Москвы и помогает успешной социализации всех обучающихся.
Такое объединение позволяет транслировать опыт успешных управленческих команд, функционирующих как в целом в Школе, так и в отдельных учебных корпусах, способствующих распространению инновационных образовательных практик, ведущих к повышению качества образования.
Перевод образовательной организации в режим развития начался с формирования педагогического коллектива, сплоченного общей идеей. При объединении нескольких учреждений произошло слияние корпоративных культур, разного профессионального уровня педагогических кадров, неоднородного психологического климата и разных организационных структур управления в учебных корпусах.
Если мы посмотрим на общее количество детей, обучающихся на начальном уровне образования, то заметим, что в 2014/2015 учебном году их было 1440, но уже в 2015/2016 учебном году их стало 1508, что на 68 человек больше. В 2016/2017 учебном году контингент начального уровня образования – 1620 обучающихся, что на 112 человек больше, чем в предыдущем году. А в 2019/2020 учебном году в начальной школе уже обучается 1823 ребёнка, что на 383 школьника больше чем 5 лет назад.
Ежегодно контингент начального уровня образования увеличивается. Родителей привлекает созданная в учебных корпусах современная образовательная среда, которая дает возможность обучающимся получать качественное образование и развивать личность ребенка в соответствии с его возможностями и способностями.
Как можно повысить результаты образовательной деятельности?
Существуют три основных эффективных пути:
Обучение педагогических кадров осуществляется по двум направлениям: повышение квалификации в МЦРКПО и обучение педагогических кадров на рабочем месте. 100% учителей учебных корпусов прошли обучение на рабочем месте по темам: «Компетентностный подход в формировании образовательной среды в начальной школе», «Тьюторское сопровождение познавательных интересов учащихся», «Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй», «Управление системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью».
В Школе «Свиблово» в 2019-2020 учебном году организована плановая работа по обучению педагогических кадров в МЦРКПО. Результаты инновационной работы педагогических коллективов учебных корпусов транслируются через постояннодействующий семинар «Реализация ФГОС в начальной школе». Организованы семинары, конференции, транслирующие опыт педагогического коллектива на городском и международном уровнях по таким темам, как:
Деятельность Школы направлена на повышение качества обучения, на профессиональное совершенствование учителей начальных классов Школы «Свиблово». Эта деятельность оправдала статус Школы «Свиблово» как Школы-лидера, смогла обеспечить уже на начальном этапе работы комплекса профессиональное обучение кадров комплекса, успешно транслировала накопленный профессиональный опыт педагогического коллектива.
Инновационная деятельность является эффективной частью повышения квалификации учителей и частью механизма управления качеством образования, а также достижением высоких образовательных результатов.
В связи с поставленной задачей учредителем по развитию таланта московских школьников в уникальном образовательном пространстве города Москвы каждый учебный корпус на начальном уровне образования поставил перед собой задачу создания образовательной среды внеурочной деятельности и развития системы дополнительного образования. Такая инновационная среда способствует повышению уровня метапредметных умений, которые являются базой успешности для дальнейшего обучения на основном уровне образования. Олимпиады и конкурсы, в которых участвуют обучающиеся, отличаются как по уровням, так и по направлениям их проведения. Широкий спектр средств реализации творческих способностей, представленный на начальном уровне образования, и механизмы системы работы с познавательным интересом, позволяют всем учащимся развивать собственную учебно-познавательную компетентность. В Школе с успехом проходит метапредметная олимпиада. Метапредметные олимпиады для учащихся начальной школы позволяют обобщить и расширить знания, полученные на уроках математики, русского языка, чтения и окружающего мира. Участвуя в такой олимпиаде, школьники учатся решать познавательные и интересные задания, требующие не только знания программного материала, но также развитого логического и критического мышления. В рейтинг школ Департамента образования города Москвы входят такие олимпиады, как Московский второклассник, Московский третьеклассник, Московский четвероклассник, олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», в каждой из которой учителя учебных корпусов подготовили призёров или победителей. Работа с познавательным интересом учащихся и создание мест пробного действия способствует формированию учебной деятельности, всестороннему развитию личности и успешной социализации.
Проектные технологии позволяет каждому ребенку выбрать свой путь приобретения новых компетенций. Проектная технология способствует развитию конвергентного мышления. Если предметные требования можно реализовать средствами отдельных учебных предметов, то требования к личностным и метапредметным результатам могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, курсов и модулей, входящих в основную образовательную программу учебного плана. Проектная деятельность явилась ведущей во внеурочной деятельности начального уровня образования. В течение учебного года дети участвуют в общешкольных, общеклассных, групповых и индивидуальных проектах. Некоторые общешкольные проекты являются традиционными. Это естественнонаучный проект «Академия занимательных наук» и гуманитарный читательский проект «Книжная ярмарка». Направления и темы остальных проектов ежегодно варьируются и расширяются.
Третий путь повышения качества образовательной деятельности – управление качеством образования.
Каждый учебный корпус обладает разными традициями, своим стилем, психологическим климатом, педагогическими приоритетами. В ГБОУ Школа «Свиблово» выстроена вертикаль управления, но вертикаль управления тогда хороша, когда упирается во что-то прочное. Этим прочным стали педагогические коллективы учебных корпусов, которые приняли идеологию: «Вне деятельности нет развития. Успех рождает успех». Мы - все управленцы в зоне своей ответственности: учитель – управленец с родителями и детьми, управленческая команда с педагогическим коллективом. Ответственность – это то основание, что определяет педагогический коллектив как двигатель, развивающий личность ребенка. В Школе на начальном уровне образования была осмыслена и разработана каждым учебным корпусом часть образовательной программы: учебный план, пояснительные записки, механизмы реализации учебных планов. Выход каждого учебного корпуса на новый уровень развития может быть обеспечен разработанной концепцией, системой повышения квалификации учителей, непрерывностью инновационной деятельности, организацией проектного управления в педагогическом коллективе. Непрерывное развитие начального уровня образования обеспечит достойное место в системе образования города Москвы ГБОУ Школы «Свиблово».
Заместитель директора
ГБОУ Школа «Свиблово»
Строчкова З.С.